Итальянцы на Кубе

Итальянцы на Кубе создали много великих произведений. Певцы, художники, писатели, политики, бизнесмены, строители. Персоны всех мастей, от главаря мафии Лаки Лучано и Джо Стасси, убийцы Альберта Анастасии, до Антонио Меуччи, изобретшего телефон в Гаване и умершего сумасшедшим и в величайших страданиях. Он так и не увидел, как Верховный суд Северной Америки признал главенство его изобретения над изобретением Александра Грэма Белла.

итальянцы на Кубе
Антонио Меуччи

К этому списку можно добавить Джузеппе Пеннино. В 1905 году он стал первым иностранцем, депортированным по политическим мотивам в зарождающуюся республику Куба. Он был журналистом, ставший бизнесменом, другом, защитником и покровителем художников. Он станет известен на острове как король мрамора. Среди итальянцев также Амадео Барлетта, калабрийский владелец не менее пятнадцати компаний и капитала в сорок миллионов долларов, пионер телевидения на Кубе.  Амадео Барлетта один из людей, создавших мифическую  Рампу в Гаване.

Первая оперная труппа

Защита колониальной Гаваны многим обязана римскому инженеру Хуану Баутисте Антонелли. Он построил крепости Морро и Пунта. На самом деле на оборонительных работах на острове работало восемь Антонелли, как в Гаване, так и в Сантьяго.

Энрико Карузо выступал в 1920 году на кубинских сценах. Веком раньше, в 1834 году, здесь выступала первая итальянская оперная труппа.

В 1863 году Даниэль Дали Альо построил в городе Матансас театр Сауто. По оценкам специалистов это произведение, которое «соответствует любой европейской столицы».

Фернандо Ортис считается третьим первооткрывателем Кубы. Он одним из первых оказал влияние на врача и криминолога Чезаре Ломброзо.

Итальянский онколог и государственный деятель Умберто Веронесси проезжал через Гавану в 1978 году, в то время, когда его признали одним из лидеров мировой онкологии.

Итальянские литераторы

Раньше, во второй половине 1960-х годов, здесь, как минимум дважды бывал рассказчик и журналист Альберто Моравиа, автор книги Los independentes со своей тогдашней партнершей, писательницей Дачией Мараини.

Этало Кальвино, автор книги «Две половины Висконде», родился в гаванском муниципалитете Сантьяго-де-лас-Вегас. Его родители служили на Сельскохозяйственной экспериментальной станции. Он вернулся на Кубу с невестой-итальянкой, чтобы пожениться в городе, где он родился. Их визит стал настоящим событием.

Архитекторы Роберто Готтарди и Витторио Гаратти оставили неизгладимый след проектами Национальной школы драматического искусства и Национальной школы музыки, принадлежащих Университету искусств.

Сценарист Чезаре Заваттини, один из главных представителей неореализма, в начале Революции сотрудничал с кубинским кинематографом. Плодом его творчества стал фильм «Молодой бунтовщик».

Джовани Франческо Джемелли Карери, родившийся в Рейсене, Калабрия — автор «Джиро дель Мондо», одного из величайших произведений литературы о путешествиях первой половины XVIII века.  В 1690-х годах  он провел долгие месяцы в кубинской столице. На одной из боковых стен Городского музея, бывшего Дворца генерал-капитанов, установлена ​​мемориальная доска, увековечивающая его присутствие.

Знаменитый Джузеппе Гарибальди был в Гаване. Он путешествовал на пароходе «Джорджия».  Гарибальди прибыл в порт Гаваны 17 ноября 1850 года в 11 часов утра. Он приехал из Нью-Йорка под псевдонимом Джозеф Пейн, чтобы избежать слежки испанских властей и преследований или ареста. Гарибальди оставался в городе до 19 числа и вернулся 1 и 2 декабря после поездки в Панаму. Он не раскрывает в своем дневнике подробностей своего пребывания или людей, которых, возможно, встречал. Не менее важным, чем его мимолетный визит, стало его заявление о поддержке кубинцев, которые в 1868 году боролись за независимость.

Парики Россини

Игнасио Сервантес, которого Алехо Карпентье без колебаний назвал наиболее выдающимся музыкантом XIX века, был другом великого итальянского композитора Джоачебино Россини, который впустил его в свой ближний круг и пригласил за свой гигантский стол. Однажды во французской столице, где автор «Севильского цирюльника» и «Танкредо» жил до своей смерти в 1868 году, он попросил кубинца проводить его в отдельную комнату. Сервантес подумал, что Маэстро покажет ему какую-нибудь партитуру. Россини за последние сорок лет своей жизни не написал ни одной оперы. К своему удивлению он увидел внезапно распахнувшийся гигантский шкаф, где аккуратно висела большая коллекция париков. В доказательство доверия Россини заявил: «Это те, которыми я пользовался всю свою жизнь, но никому не говори…».

Работы скульпторов

Итальянец Альдо Гамба — автор «Фонтана муз», также именуемого «Танец часов», расположенного у входа в знаменитое кабаре «Тропикана» и ставшего символом ночной жизни Гаваны. Гамба создал эту скульптуру, которая первоначально должна была выставляться возле несуществующего сейчас Национального казино загородного клуба, когда он был заключен в тюрьму в замке принца: он застрелил свою возлюбленную. Он является автором памятника генерал-майору Максимо Гомесу на Авенида дель Пуэрто в Гаване.

Историк Мариал Иглесиас пищет, что с появлением Республики в 1902 году начался этап институционализации исторической памяти. Отмечается, что одной из центральных осей процесса легитимации новых политических элит, находящихся у власти, было построение национального эпоса без пятен и противоречий. По мнению аналитика Артуро Педросо, установка памятников многим героям независимости — это националистическая попытка.

В течение первых трех десятилетий XX века на Кубе работали итальянские скульпторы. Хотя памятник Хосе Марти в Центральном парке – первый, установленный в честь апостола – выполнен кубинцем Хосе Вилалта Сааведра, у которого была мастерская во Флоренции, где он обучался, и изображение Альма-матер при Гаванском университете — работа чеха Марио Корбель, авторами многих памятников, располагавшихся в кубинской столице в те годы, были в основном итальянцы.

Так, Карло Николи — автор статуи Мигеля де Сервантеса в гаванском парке Сан-Хуан-де-Дьос. Домерико Бони автор скульптуры Антонио Масео в парке, носящем его имя. Эта работа стала победителем конкурса, проводившегося для этой цели. В нём участвовало семь проектов. Шесть из них представили итальянцы Буэми, Якови-Луизи, Николини, Бони, Ферракутти Луизи и Калегари. Бони умер в Гаване  29 декабре 1916 года, в том же году, в котором находился памятник.

Памятник Альфредо Зайасу, четвертому президенту Республики, которого больше не существует, был установлен на месте, занимаемом Мемориалом Гранма. Он являлся работой итальянца Анджиоло Ваннетти, также автора Аллегорической статуи Родины в Пантеоне революционных эмигрантов в некрополе Колона. Там же в часовне пантеона помещика Мануэля Аспуру расположен  барельеф с ангелом работы Рафаэлло Романелли.  Оказывающее сильное впечатление произведение Тонатоса Пьетро Коста,  датируемое 1875 годом, в пантеоне Марии и Джозефа Перес де Урриа. Объемное изображение Эмилии де Кордова в парке Ла-Вибора принадлежит Этторе Сальватори.

Скульптуры Франсиско Санчеса Хечеваррии в Парке де ла Либертад в Сантьяго-де-Куба и Мигеля Херонимо Гутьерреса в Парке де ла Пастора в городе Санта-Клара принадлежат Уго Луизи. Основатель «Общества Уго Луизи и Сиа», художник работал в двух направлениях: монументальные группы и бюсты. Он создал набор бюстов кубинских героев, высеченных из мрамора. Они выставлены в одной из галерей Дворца капитан-генералов. Скульптор  выполнил бюст Хосе Марти  бесплатно по просьбе группы учительниц для установки в храме, где хранились останки Марти, на кладбище Санта-Ифигения. Изображение бюста использовалось в первых монетах, отчеканенных на острове.

Есть несколько памятников работы Луизи, которые можно увидеть в Сантьяго-де-Куба. Там есть, названная в его честь школа-мастерская, посвященная обучению молодежи древним профессиям, таким как кузнечное дело, штукатурка, столярное дело.

Мятежный ангел

Ступени Капитолия в Гаване украшают Статуя Труда и Статуя Опекающей Добродетели Народа работы Анджело Занелли — автора Алтаря Отечества, который в Риме является частью памятника королю Виктору Эммануилу.

Этим художником создана Статуя Республики. Она установлена в Зале Затерянных шагов Капитолия в Гаване, расположенная точно под куполом здания. Она весит 30 тонн и достигает общей высоты 14,6 метра. Это делает ее одной из самых высоких внутренних скульптур в мире.

итальянцы на Кубе

статуя Республики

Статуя Труда и Статуя Опекающей Добродетели Народа

Имя другого итальянского скульптора, Джованни Николини, повторяется как минимум трижды. Результатом его таланта являются памятники Томасу Эстраде Пальме — первому президенту Кубы, на улице G на углу Кинты в Эль-Ведадо. Памятник был снесён.  На пьедестале остались только президентские туфли. Памятник генерал-майору Алехандро Родригесу из Санкти-Спиритус на пересечении улиц Линеа и Пасео. И красивый памятник генерал-майору Хосе Мигелю Гомесу, второму президенту Кубы, на улице G между 27 и 29 улицами, также в Эль-Ведадо.

Памятник Хосе Марти  скульптора Сальваторе Буэми установлен в Центральном парке города Матансас и другой памятник генерал-майору Игнасио Аграмонте в городе Камагуэй. Ему также принадлежит аллегорическая статуя Крылатой Победы на мавзолее президента Гомеса на кладбище Колон. Статуя Мятежного ангела установлена в одном из двориков Капитолия. Гавана – один из немногих городов мира, где было установлено изображение короля тьмы. Оно не самое известное, но его мятежный образ усиливается. Он больше, чем падший ангел, он мятежный ангел.

мятежный ангел

Джузеппе Гаджини автор скульвтуры «Фонтан львов» (1836 г.). Он положил начало каталогу итальянской скульптуры на Кубе. Он автор скульптуры «Фонтан Индианки или Благородная Гавана» (1838). Колонна, украшающая Аламеда-де-Паула, первую набережную столицы острова, создана неизвестным итальянским художником. Объемное изображение Колумба — другим итальянцем, Куккини, хранится в Городском музее. Автор надгробного памятника епископу Серрано (1878 г.) в Гаванском соборе — Пьетро Коста.

итальянцы не Кубе
Фонтан Львов

Если итальянский след на Кубе заметен, то нельзя говорить о массовой эмиграции. На остров приезжало меньше итальянцев, чем тех, кто уезжал в другие американские страны. Они делали это по призыву испанских властей, заинтересованных в увеличении белых граждан.

Однако непосредственно генуэзские и венецианские моряки, пережившие кораблекрушение на северном побережье нынешней провинции Пинар-дель-Рио, основали город в местности, которой они дали название Мантуя, наподобие города итальянской Ломбардии.

Грядущая война

Заметен вклад итальянцев в Освободительную армию. Только в апреле 1898 года в Войну за независимость вступило 75 добровольцев. До этого, во время Десятилетней войны, начавшейся в 1868 году, потомок итальянцев, родившийся в городе Тринидад, Хуан Баутиста Споторно занимал пост президента Палаты представителей и Республики «Воинствующая республика».

Полковником независимости, как и Споторно, был Орестес Феррара-и-Марино. Блестящий юрист, профессор университета и советник братьев Бен в их телефонном магазине, он достиг высшей должности в республике, на которую мог претендовать натурализованный иностранец путем избрания — поста президента Палаты.

итальянцы на Кубе
Орестес Феррара

Связанный с диктатором Херардо Мачадо, он был послом в Вашингтоне и канцлером. После падения диктатуры бежал, чтобы избежать народного правосудия. В 1940 году его избрали членом Учредительного собрания. Он подвергся нападению, поставившему его на грань смерти. Долгое время занимал должность посла Кубы при ЮНЕСКО. Он был отправлен в отставку в 1959 году.

Построенный дом был назван в честь Ла Дольче Димора. Он представляет собой флорентийский особняк в центре Гаваны. Он умер в 1972 году в Риме и похоронен в Неаполе вместе со своей женой, кубинкой Марией Луизой Санчес.

По словам Карлоса Маркеса Стерлинга, он был «последним из освободителей, покинувшим сцену». Он считал себя «последним освободителем на службе Республики». Комментируя биографию «Элегантный анархист», написанную Алессандро Сенаторе, и ссылаясь на портрет Феррары, иллюстрирующей обложку тома, Эусебио Леаль писал, что из-за своего мачадистского прошлого Феррара «был буквально «демонизирован» республиканской историографией». Однако необходимо принять во внимание его участие в дебатах по конституции 1940 года. В них его имя занимало одно из главных мест. Было бы невозможно вспомнить это демократическое упражнение, не вспомнив иронию, неаполитанский акцент и сивиллинский характер этого джентльмена из других времен. Его портрет освещает обложку, как если бы он вышел из света и теней, таинственным образом определивших его судьбу. Его останки вполне заслуживают покоя на Кубе.

Настоящий фашизм

В 1884 году обосновавшиеся в Гаване итальянцы создали общество взаимопомощи. По прошествии лет возникло Благотворительное общество. В 1931 году на острове находилось чуть более 1100 итальянцев с паспортами и числилось около 10 000 потомков.

В 1930-е годы в Прадо и Трокадеро возник Кружок итальянской культуры. Неподалеку, по адресу Прадо 44, с 1937 года действовала школа Розы Мальтони Муссолини. Школа не имела никакого отношения к Кружку. Она спонсировалась итальянскими фашистами, жившими в Гаване, особенно Камило Русполи, принцем Кандриано. Этой школой, которая переехала на пляж Хайманитас, управляла община дочерей дона Боско или сестер-салезианок. Преподавание было на итальянском языке. Она была закрыта с вступлением Кубы во Вторую мировую войну, когда Гавана разорвала отношения со странами оси Рим-Берлин-Токио, а Кандриано попал в тюрьму.

По окончании войны кубинская делегация на Мирной конференции (Париж, 1946 г.) объявила о намерении правительства президента Грау Сан-Мартина отказаться от всех военных претензий в целях возобновления кубинских отношений с Италией. Это был ответ на симпатий этой страны к кубинским патриотам во время борьбы за независимость. Учитывая закрытое мнение Конференции о введении суровых санкций, делегация Кубы зафиксировала решение кубинского правительства заключить сепаратный мир с этой нацией. Это оказалось возможным благодаря соглашению, подписанному в Гаване, к которому присоединились некоторые страны Америки.

Итальянская кухня на Кубе

На Кубе пицца не только приобрела статус флагманского блюда фаст-фуда. Она стала настолько кубинизированной как кубинские конгри, тачинос, мачо эн пуа и стейк эн казуэла.

Пиццу адаптировали к вкусу и особенностям кубинца. Меньшего диаметра, чем итальянская, но толще, менее хрустящая, более пористая и мягкая. Приправы и сыр в них разные. Среднестатистический кубинец не имеет привычки есть пиццу, приправленную орегано и базиликом, необходимые в пицце «Маргарита», а желтый сыр придает пасте «изюминку».

Именно в XIX веке на Кубе стала известна итальянская кухня. Тогда это была изысканность креольской буржуазии. Уже в первой половине XX века она восхищала средний класс Гаваны. Между 1940 и 1950 годами в Гаване появляются и становятся известными некоторые рестораны итальянской кухни. Среди них: Фраскатти в Нептуно и Прадо-самый известный из всех, а также Да Розина и Монтекатини в Эль Ведадо. Пиццерии завоевали популярность многих других популярных секторов и тех людей, чья нехватка времени помешала ждать блюда дольше. Именно в 60-е годы итальянская кухня стала популярной и распространилась по острову. Пиццерии достигли самых отдаленных уголков.

Пшеничные макароны, сыр и помидоры были здесь со времен колонии. С другой стороны, это была дешевая еда, которую легко и быстро готовить. Население сразу приветствовало ее. Она облегчала нормирование, вызванное североамериканской блокадой, которая в те годы начала ухудшаться.

Пиццерии на Кубе

Пицца и яйца, а также горох были одними из самых популярных блюд в те времена. Габриэль Гарсиа Маркес сказал, что памятник Революции, если он будет построен, должен быть круглым.

Кто из переживших их не помнит этих бесконечных очередей у ​​пиццерии? Там были хорошо приготовленные и дешевые блюда. Пицца, спагетти и лазанья продавались по одному песо двадцать центов. Традиционная бутылка импортного пива — по восемьдесят центов.

Сегодня рестораны частного сектора расширили и обогатили присутствие итальянской кухни на острове. Свежая паста, используемая для приготовления равиоли и ньокки, придает им нотку изысканности. Когда говорят об итальянской кухне на Кубе, подразумевают спагетти, каннеллони, лазанью и, конечно же, пиццу. Речь идет, точнее, о макаронной кухне юга полуострова.

Это лишь часть итальянской кухни. Это восхитительная кухня, которая в зависимости от региона демонстрирует особенности, которые ее отличают и отличают. Говорят, что она настолько разнообразна, что если бы ресторан решил «выпускать» одно итальянское блюдо в неделю, на исчерпание книги рецептов ушли бы годы. Именно на юге в конце XIX века появилась пицца. Это «изобретение», которое после окончания Второй мировой войны стало международным и звездным блюдом быстрой кухни.

Пиколисима серенада

Кубинская звезда Чело Алонсо добилась известности и денег в Италии в 1950-е годы. В Гаване успеха добились многие итальянские артисты. Много аплодисментов здесь раздавалось Катине Раньери, Эрнесто Бонино и Ренато Карозоне. Ренато Карозоне с его Picolissima serenata попал в хит-парад в 1958 году. К тому времени красавица Тина де Мола поражала телеаудиторию. Многие помнят её как первый крупный план кубинского телевидения.

Обновлено: 03.01.2025 — 02:22

Автор

Игорь Никитин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.