Оглавление
История рынка Колон
История рынка Колон в Гаване началась со сноса крепостных стен в 1863 году. Остались свободные участки земли. Они были застроены и проданы с аукциона.
Один из этих участков считался привилегированным в связи с расположением недалеко от старых ворот Колумба. Его выбрали для строительства рынка. Хотя его назвали Колон в честь старых ворот в стене, все жители знали его как рынок Полворин.
В 1883 году после получения санкции на строительство от испанской короны городской совет Гаваны организовал строительство рынка. Фирма Tabernilla & Sobrino была инвестором. Факультативным директором работ назначили инженера Хосе дель Кастильо вместе с архитектором Хосе Марией Озоном. Оба кубинцы. Цена строительства составила примерно 109 864 золотых испанских песо. Инспектором строительства рынка Колон стал муниципальный архитектор Эмилио Санчес Осорио.
Архитектура рынка Колон
Под строительство была выделена территория 8083 квадратных метра. Здание представляло собой большое сооружение из тесаных камней с мелкой с мелкой резьбой. Между павильонами проходили каменные арки, поддержанные колоннами. Колонны окружали здание и придавали ему эффект архитектурного единства.
В плане здание представляло собой параллелограмм с двухэтажными квадратными павильонами в каждом из углов. На крыше главного входа с улицы Трокадеро возвышался еще один прямоугольный двухэтажный павильон с тремя проемами, увенчанный металлическим куполом. Сейчас это Музей Революции. Стальная конструкция для него была привезена из Англии. Она выдержала ураганы 1926 и 1944 годов, сорвавшие значительную часть крыши здания. Рынок Колон был открыт 23 марта 1885 года.
Известный архитектор и профессор Хоакин Вайс, декан архитектурного факультета, в своей работе писал: «его типичные римские арки, окружавшие весь квартал», и добавил, что «в угловых павильонах и в центральном павильоне вдоль улицы Зулуэта ненавязчиво использовались мотивы итальянского архитектора Андреа Палладио».
Хосе М. Бенс Аррате, который был главным архитектором строительства Национального Капитолия, назвал это здание «шедевром». Он добавил: «Озон придал такое значение и широту красивому портику, окружавшему здание и другой части, граничащей с внутренним двориком. Этим он достиг той высоты почти неуловимого мастерства, которым обладают произведения искусства».
Снос рынка Колон
Примерно шестьдесят два года спустя это произведение искусства находилось в руинах, в основном внутри, и в плохих санитарно-гигиенических условиях. Оно представляло собой опасный источник инфекции, находящийся в непосредственной близости от Президентского дворца. Поэтому его потребовали закрыть.
В 1928 году Карлос Мигель де Сеспедес — министр общественных работ в правительстве Мачадо попытался снести рынок Колон. Жители были проинформированы о 90-дневном сроке сноса. Были планы построить на этом месте Национальную библиотеку, Дворец правосудия или Дворец изящных искусств, который в итоге и был построен, но решение о сносе было приостановлено.
На протяжении нескольких лет планировалось снести старое здание рынка Колон. Эту землю планировали использовать для строительства других сооружений. Снос здания приводил к исчезновению одного из наследий кубинской неоклассической гражданской архитектуры. Поэтому архитекторам Говантесу и Кабаррокасу был поручен проект, который сохранит оригинальные аркады.
Приказ о закрытии здания, занимавшего рынок Колон, более известного как Полворин, изданный в 1945 году Местным штабом здравоохранения Гаваны, вступил в силу 24 июля 1947 года. Утром того же дня чиновник Министерства здравоохранения явился на рынок и передал администратору приказ. Ему было дано восемь дней на то, чтобы освободить помещение.
Санитарные инспекторы распространили копию уведомления, сделаннную на мимеографичесом аппарате, без официальной печати. Это был приказ о немедленном выселении старого здания, находящегося в квартале, включающем улицы Монсеррат, Сулуэта, Анимас и Трокадеро. Оно коснулось более 500 организаций и около 1500 арендаторов, живших на верхних этажах здания.
Борьба жителей за свои права
Купцы и жители, жившие на рынке, решили объединиться и образовали Комитет по борьбе. Он представлял их интересы в исках против неминуемого выселения.
С момента уведомления о закрытии рынка до его сноса прошло несколько лет. За это время продолжались иски между сторонами и откладывалось исполнение постановления о выселении. Наконец, мэр города распорядился перевести жителей на старый рынок Пурисима-Консепсьон, переоборудованный в приют. Но там не было условий для достойного размещения такого количества людей. Поэтому многие решили самостоятельно решить свою проблему.
К концу 1951 года почти все здание рынка было снесено. Арки, где велись работы по проекту Говантеса и Кабаррокаса, остались стоять. На месте рынка Колон планировалось построить Дворец изящных искусств. Но эти работы были отменены. Попечительский совет по строительству культурного здания отклонил этот проект и утвердил совершенно новый, не содержащий старые рыночные галереи.
.
Борьба за сохранение аркад рынка Колон
Когда жители узнали про это решение, город условно разделился на две части: на тех, кто был за сохранение аркад, и тех, кто за их снос, чтобы построить новое здание.
Историк города Эмилио Роч де Лейхсенринг был против сноса аркад. Он был за сохранение аркад, как и другие выдающиеся жители Гаваны. Одним из них был доктор Хорхе Маньяк, который боролся за сохранение аркад.
В статье «Национальный музей или трагедия аркад» (Богемия, 11-11-1951), которую он позже назвал «Элегией аркад», Маньяк подчеркнул ценности его наследия и отметил: «Эти здания — нечто большее: «которые являются свидетелями прошлого, верными хранителями воли к культуре и восстали с направленностью к вечности».
Переписка на тему аркад
В ответ на статью Маньяка архитектор Альфонсо Р. Пичардо, руководивший новым проектом, опубликовал работу под названием «Миф об аркадах» (Богемия, 2 декабря 1951 г.). В ней он защищал идею сноса с технико-конструктивной точки зрения. По его мнению они не имели исторической ценности. Он пошел еще дальше, задав вопрос факультативному директору строительства на рынке инженеру Хосе дель Кастильо-и-Сарасате.
В своей колонке «Рельефы из морского журнала» (13.12.1951) Маньяк опубликовал: «Отец аркад», в ответ архитектору Пичардо. Он с абсолютной откровенностью выразил: «Мне дали понять, что аркады не позволяют построить на них тот просторный, хорошо освещенный и гибкий музей, который нам нужен» и завершил дискуссию о аркадах.
Он решительно отверг комментарии, сделанные в адрес инженера Хосе дель Кастильо, которого неэтично назвал «неизвестным мастером».
Возмущенные родственники инженера отправились к Маньяку с пожелтевшими планами, тетрадями с детальными расчетами и конспектами его работы, которые показывали, что «автор арок не был каким-то безвестным мастером».
«Ему не хватало благородной истории, пока не началось его превращение в Дворец изящных искусств». Это на следующий день опубликовала газета «Морской дневник» в: «заявлении: дизайнера и руководителя проекта в связи с разрушением аркад рынка Колон».
После этого комментария ничто не могло помешать разрушить его. Остатки… «здания, которое можно было бы спасти из-за его вечной красоты и типичности…», — подчеркнул историк Гаваны.