Национальный музей изящных искусств был открыт 28 апреля 1913 года. Музей занимает два здания недалеко от Пасео-дель-Прадо. Третье здание используется для административных функций. В нем хранится одна из крупнейших крупнейших коллекций картин и скульптур Латинской Америки. Художественное наследие насчитывает более 45000 единиц.
Наряду с крупнейшей в мире коллекцией кубинского искусства здесь хранятся произведения важнейших европейских школ. В музее также хранятся важные образцы античного искусства. Среди них коллекции из Греции, Рима и Египта.
В музее есть театр и большая культурная программа. Она включает временные выставки, концерты, дискуссии и т. д. В музее находится Информационный центр Антонио Родригеса Морея и библиотека. Фонд библиотеки более чем 120 000 томов. Он служит важным справочным центром по изобразительному искусству в стране.
Оглавление
История музея
После обретения независимости от Испании в 1898 году и провозглашения Республики в 1902 году в стране происходил процесс становления национального самосознания, поиска модели нации и консолидации культурной идентичности.
В результате этого процесса были созданы Академия истории Кубы и Национальная академия искусств и литературы. За основу взяли бывшие колониальные державы Европы. Они попытались установить новые перспективы для развития молодой нации. Рассматривалась необходимость создания нового учреждения, призванного сохранять историческую память страны, — национального музея энциклопедического характера. Он создавался по образцу публичного музея, созданного после Французской революции, — с целью культурного просвещения общества.
Основание и ранние годы
Национальный музей Республики был основан по указу президента Хосе Мигеля Гомеса и секретаря народного образования и изящных искусств Марио Гарсии Коли 23 февраля 1913 года.
В Национальном музее изящных искусств хранятся экспонаты, принадлежащие к разным стилям. Он имел разделы: археология, антропология, камни, изобразительное искусство, естественная история, архивы, библиотека и мебель. Первым директором музея был архитектор Эмилио Эредия. Он отвечал за утверждение пожертвований и установление критериев организации и экспонирования культурной коллекции.

Основу коллекции раздела изящных искусств (в который также входили нумизматика и старинные ювелирные изделия) представляли картины и скульптуры из Кубы, Латинской Америки и Европы. Часть из них поступила из галереи Национальной академии изящных искусств Сан-Алехандро. Эта галерея была создана в середине XIX века после покупки участка земли в Европе в 1841 году Педро де Алькантара Тельес-Хирон-и-Пиментелем (маркизом Хабалькинто) чтобы служить образцом для студентов академии .

Víctor Patricio de Landaluce
За первое десятилетие своего существования музей получал пожертвования от частных лиц, церквей, монастырей и гражданских организаций. Современные художники, в том числе Антонио Родригес Морей, Леопольдо Романьяк и Аурелио Мерело, покровительствовали многим его картинам. В 1917 году он был вынужден переехать с рынка Меркадо де Колон на рынок Кинта де Тока ( проспект Карлоса III ). Это повлекло за собой огромные расходы. Музей закрыли до 20 мая 1919 года. В 1919 году учреждение приняло участие в аукционе произведений искусства в Европе. Были приобретёны шестидесят копий известных картин из музея Прадо и несколько оригинальных произведений испанских художников.
Специализация и консолидация
В 1918 году управление Национальным музеем взял на себя художник и реставратор Антонио Родригес Морей. Он управлял им до своей смерти в 1967 году. Это имело основополагающее значение для специализации организации как музея изящных искусств и получения им международного признания. Еще в 1921 году Морей предложил перенести коллекцию естественной истории в другое здание с целью освобождения места для выставки исторических и художественных экспонатов.

В 1924 году здание, служившее главной штаб-квартирой музея, было продано братьям Ла Саль. Музей переехал в Каса Агиар. Он оставалось там 30 лет до постройки его постоянной штаб-квартиры. Первый проект новой штаб-квартиры был разработан архитекторами Эвелио Говантесом и Феликсом Кабаррокасом в 1925 году. Проект включал в себя адаптацию и восстановление старого рынка Меркадо-де-Колон. Его начали реализовывать более двух десятилетий спустя. В 1947 году его закрыли из-за нехватки ресурсов.
С музеологической точки зрения Морей стремился обновить критерии приобретения произведений искусства, отдавая предпочтение оригинальным произведениям в ущерб копиям или репродукциям. Это в значительной степени способствовало повышению качества коллекций. В 1924 году отдельные картины из коллекции итальянского торговца Сальвадора Буффара были приобретены на государственные средства. В следующем году, также при государственной субсидии, было приобретено большое количество кубинских и европейских картин XX века и прошлых столетий.
Морей также расширил круг приобретений доколумбовых рисунков, гравюр, скульптур и археологических артефактов. В 1927 году Академия Сан-Алехандро предоставила во временное пользование вторую серию картин, которая впоследствии стала частью коллекции музея. Этнографическая коллекция была расширена за счет передачи группы африканских религиозных предметов из суда в Марианао. В 1936 году группу предметов национального производства из древних деревень таино в Камагуэй и Пинар-дель-Рио передали в дар музею. Тогда же несколько профессоров национальной академии пожертвовали некоторые из своих экспонатов.
Новая штаб-квартира
В 1930-х и 1940-х годах Морей получил поддержку видных кубинских интеллектуалов в своем стремлении повысить престиж музея и повысить осведомленность общества и правительства о необходимости создания адекватных условий для работы музея. Историки Эмилио Ройг де Леушенринг и Луис де Сото-и-Сагарра, а также архитектор Луис Бай Севилья опубликовали в прессе ряд статей, в которых осудили ситуацию «заброшенного Национального музея» и подчеркнули важность его наследия. Перенос экспозиций и работ музея в другие организации Гаваны из-за отсутствия услуг помог привлечь внимание общественности к необходимости создания новой, более крупной штаб-квартиры. Для координации переезда в ноябре 1946 года был создан Patronato Pro-Museo Nacional. Он объединил представителей различных кубинских культурных организаций.
Столкнувшись с давлением со стороны интеллигенции и смежных слоев общества, правительство согласилось на идею строительства отдельной штаб-квартиры для национального музея. Было решено возвести здание под названием Дворец изящных искусств на месте старого рынка Меркадо-де-Колон, снесенного при правительстве Карлоса Прио.

Проект здания в стиле рационализма был разработан под руководством инженера Альфонсо Родригеса Пичардо. Проект включал большие открытые пространства, которые можно было бы трансформировать для размещения различных выставок. В нём соблюдены международные нормы современной архитектуры, смешанные с элементами кубинской колониальной традиции. Это отражено в наличии центрального двора и использовании камней на фасаде. Для выполнения конкретных работ по строительству были приглашены несколько художников, среди которых Эрнесто Наварро, Рита Лонга и Матео Торриенте . Строительство началось в 1952 году и завершилось почти два года спустя. Дворец изящных искусств был открыт 18 июня 1954 года как место проведения Второй биеннале испано-американского искусства.
Повторное открытие музея
Повторное открытие музея побудило к новым и ценным пожертвованиям и депозитам в течение 1950-х годов. Работы были пожертвованы музею архиепархией Гаваны, Casa de Beneficencia и различными частными коллекционерами. Среди них: Мария Руис де Оливарес (маркиза Пинар-дель-Рио), Хулио Лобо, Оскар Синтас, Хосе Гомес Мена и Томас Фелипе Камачо, среди прочих. Одним из важнейших даров музею стали египетские, этрусские и греко-латинские древности, переданные Хоакином Гумой (графом Лагунильясом). Они по сей день составляют одну из самых ценных коллекций.
Постоянные экспозиции национального и международного искусства были созданы в сотрудничестве с Алланом Макнабом, директором галереи искусств Fours Arts Gallery в Палм-Бич, Флорида, с соблюдением хронологических и географических критериев. Новое пространство позволило продемонстрировать публике большее количество экспонатов, которые ранее хранились в закрытых помещениях. В их числе коллекции декоративно-прикладного искусства и африканской этнологии с Кубы. Организацией пространства, отведенного под исторические экспонаты, занимались Хосе Мануэль Перес Кабрера и Франсиско Перес де ла Рива . Область антропологии была поручена Фернандо Ортису и Лидии Кабрере.
В новой штаб-квартире первоначально также разместился Национальный институт культуры — орган Министерства образования. Он отвечает за обеспечение необходимого динамизма, организацию конференций, концертов и выставок. Институт также создал Постоянный зал археологии Антильских островов. Там экспонируются предметы, относящиеся к культурам коренных народов, а также некоторые предметы, связанные с вождем Гуама.
Революция и музей
С победой Кубинской революции в январе 1959 года музей претерпел глубокие изменения, что обусловлено обновляющим характером исторического процесса. Будучи хранителем частных коллекций, конфискованных новым правительством, музей столкнулся с ростом своих коллекций. Стало невозможным разместить в нём все экспонаты. Поэтому в музее оставили только коллекции изобразительного искусства. Остальные распределили по другим местам в соответствии с их типологией.
Для сохранения всех экспонатов создано несколько музеев. Среди них Наполеоновский музей, Музей декоративного искусства, Музей колониального искусства и другие. Ценные коллекции произведений искусства, купленные частными коллекционерами в коммерческих галереях Европы и, особенно, в Соединенных Штатах, такими как Хулио Лобо, Оскар Синтас, Хосе Гомес Мена, Томас Фелипе Камачо, Мария Долорес Мачин, Эвелио Говантес и Игнасио Понсе де Леон, а также многими другими, были полностью или частично переданы в коллекцию музея. Позднее он был переименован в Национальный музей изящных искусств. Этот исторический момент принес пользу всем основным направлениям музея, зафиксировав значительное увеличение коллекций европейского, американского и азиатского искусства. В свою очередь, ядро национального искусства теперь способно предложить широкий исторический обзор искусства страны.

вершина гиперреализма
Флавио Гарсиандии де Ораа.
Моделью картины является кубинская
художница Заида дель Рио.
Реструктиризация музея
За исключением периода 1968–1975 годов, когда в результате музейной реструктуризации изменились критерии экспонирования произведений, раздел универсального искусства по-прежнему экспонировался в хронологическом порядке и подразделялся по географическому признаку. Основное внимание уделялось европейским школам: Испании, Италии, Франции, Фландрии, Нидерландам, Германии и Англии. Археологические предметы были собраны в Залах древнего искусства Конде де Лагунильяс. Их сборкой занимался скульптор Эухенио Родригес, который спроектировал витрины и подставки для экспонатов, а также изготовил копию мастабы, которая служила входом в помещение. Национальные коллекции были объединены в постоянные галереи кубинского искусства.
В 1966—1967 годах музей начал работу каталогизации и инвентаризации своих коллекций. В последующие десятилетия происходило расширение спектра экспонируемых произведений и выставочных экспонатов. В этот период среди основных мероприятий, проводимых в музее, как национальных, так и международных, можно отметить Салон 70, Национальную выставку молодых художников, Гаванскую биеннале, а также биеннале «Сокровища Кремля» и «Портрет Мексики». К 1980 году нехватка места стала препятствием для роста коллекций.
В 1990-х годах музей стремился возобновить обмены с другими аналогичными учреждениями. Целью этой работы было приведение музея в соответствие с международными стандартами музееведческой практики.
Настоящее время
Самая важная реструктуризация музея за всю его новейшую историю произошла в 1996 году. С целью расширения выставочных площадей музею предоставили в пользование два новых здания. Таким образом, Дворец изящных искусств является эксклюзивной витриной национального искусства. Международные коллекции были перенесены во Дворец Астурийского центра. Он находится в нескольких метрах от другого здания. Третье здание, казармы милиции, предназначалось для административной и логистической деятельности.
Проектированием и реализацией изменений занимались музеографы Хорхе Канделария и Хосе Линарес. Это изменение позволило музею увеличить количество произведений в постоянной экспозиции на 50%. Впервые в нем демонстрировались коллекции американского и азиатского искусства. Реставрационные работы длились пять лет и обошлись в 14,5 миллионов долларов. Торжественное открытие новых помещений музея состоялось 18 июля 2001 года в присутствии Фиделя Кастро.
В 2010 году американский филантроп Гилберт Браунстоун подарил музею более 120 работ Пикассо, Миро, Энди Уорхола, Марселя Дюшана, Андре Массона, Камиля Писсарро, Эдуара Вюйара и Роя Лихтенштейна. Это придаёт музею всемирную значимость.
Здания
Дворец изящных искусств
Дворец изящных искусств, спроектированный архитектором Альфонсо Родригесом Пичардо в начале 1950-х годов для размещения Национального музея, был открыт 18 июня 1954 года. Его площадь застройки составляет 18 083 м². 7 538 м² отведены под постоянные и временные выставки. Здание следует принципам рационалистической архитектуры с открытыми планами и подвижными панелями. Это позволяет адаптировать выставочное пространство. Однако в нем присутствуют некоторые элементы традиций кубинской колониальной архитектуры. Это наличие центрального двора с скульптурами из постоянной коллекции, высоких подпорок и использование камней на фасаде.

влияние колониальной архитектуры.
Дизайн здания демонстрирует заботу об интеграции архитектуры и скульптуры. Для верхней части центрального двора скульптор Эрнесто Наварро выполнил рельефы, вырезанные из камня. Внутри и снаружи монументальные скульптуры таких авторов, как Рита Лонга (Форма, Пространство и Свет), Матео Торриенте, Хуан Хосе Сикре, Эухенио Родригес и большая фреска Энрике Каравии.
В 2001 году после масштабной реконструкции и перестройки внутренних помещений, координировавшихся Хорхе Канделарией и Хосе Линаресом, Дворец изящных искусств был вновь открыт для публики. В здании Национального музея, где размещается коллекция кубинского искусства, постоянно экспонируется около 1200 экспонатов. Там есть зрительный зал, театр, кафетерий и магазин. Здесь также находится Центр документации Антонио Родригеса Морея.
Дворец Астурийского Центра
Автором проекта Дворца был архитектор Мануэль дель Бусто. Строительство дворца началось в 1924 году. Дворец был открыт в 1927 году в качестве штаб-квартиры ассоциации Астурийский центр Гаваны. Предыдущая штаб-квартира ассоциации сгорела во время пожара в 1918 году. Ассоциация, основанная в 1886 году, занималась оказанием взаимопомощи и содействия членам астурийской общины на Кубе.

Дворец, построенный в эклектичном стиле, является одним из самых представительных зданий республиканской архитектуры на Кубе. Он выделялся как использованными строительными приемами (в частности, стальной конструкцией, покрытой камнем, плиткой и бетонными плитами), так и материалами, использованными в отделке: мрамор из Италии, Испании и США, кубинские столярные изделия из красного дерева, витражи, импортированные из Мадрида, и декоративные бронзовые лампы с богемским хрусталем. Мариано Мигель руководил созданием гигантского витража, украшающего свод.
После Кубинской революции имущество дворца конфисковали. Дворец стал штаб-квартирой Ассоциации кубино-испанской дружбы. Позже здесь разместились Дворец пионеров (образовательный центр) и Верховный суд. Наконец, с 2001 года он служит штаб-квартирой всемирных художественных коллекций Национального музея. Площадь дворца составляет 15 054 м², из которых 4 873 м² отведены под выставочную площадь.
Казармы милиции
Казармы милиции были построены в 1764 году Педро де Мединой по приказу короля Испании по проекту инженера Сильвестра Абарки. Целью его строительства было улучшение обороны города Гаваны. В последующие столетия здание было существенно перестроено и служило штаб-квартирой многочисленных военных компаний Кубы. После революции здесь располагалась штаб-квартира Национальной революционной полиции. В середине 1990-х годов здание было полностью отреставрировано, сохранив некоторые изменения, внесенные в него в 1946 году, когда у него был второй этаж. Особое внимание было уделено реставрации портала в стиле барокко, представляющего большой художественный интерес. Здание открыто в 2001 году как и два других здания Национального музея. С тех пор оно используется для размещения административного и логистического секторов музея.
Коллекции
Национальный музей изящных искусств Кубы был создан как энциклопедический. В течение XX века постепенно превращался в учреждение, посвященное изобразительному искусству. Его коллекция формировалась за счет пожертвований, наследств и приобретений. Она существенно увеличилась за счет национализации после Кубинской революции. В неё включили частные коллекции, имеющие большую художественную ценность. Сегодня коллекция насчитывает около 47 600 экспонатов. Из них 45 000 являются частью художественного наследия, а еще 2 000 находятся в хранилищах учреждения.

Пресвятая Троица, XVIII век
Музей — единственный в стране, специализирующийся на истории мирового искусства. В нём хранится большая коллекция произведений кубинского искусства, а также небольшие коллекции произведений из Соединенных Штатов и Латинской Америки. Здесь также хранится важная коллекция европейской живописи и скульптуры. Она охватывает основные школы континента за период в шесть столетий. Также следует отметить достижения коллекции археологических артефактов Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, а также коллекции азиатского искусства.
Кубинское искусство
В этом музее находится самая важная в мире коллекция кубинского искусства. Она охватывает период с XVI века до наших дней. В нем хранится более 4300 картин, 12800 рисунков и гравюр, 285 скульптур. Также там находятся фотографии и образцы графического искусства. Коллекция имеет четыре раздела: колониальное искусство, искусство начала XX века, современное искусство и искусство модернизма.

Девушка с тростником XX век
С колониальным периодом связаны работы иностранных художников, живших на острове: француз Жан-Батист Вермей, и других. Их работы такие как «Святая Троица» Хосе Николаса де ла Эскалеры, «Портрет Хусты Алло и Бермудеса» Висенте Эскобара, «Резка тростника» Виктора Патрисио и «Сиеста» Гильермо Кольясо и другие свидетельствуют о консолидации местной школы искусств. Кубинский академизм, костумбризм и другие направления в живописи XIX — XX веков представлены такими авторами, как Армандо Менокал ( «Отправление Колона через Бобадилью»), Леопольдо Романьяк ( «Марина» ) и Рафаэль Бланко Эстера («Драма Сакатекаса»).
Художественный авангард первой половины XX века и серии великих кубинских мастеров, таких как. Фиделио Понсе, Амелия Пелаес, Виктор Мануэль, Карлос Энрикес, Марио Каррено Моралес, Хуан Роберто Диаго Кероль и Вифредо Лам среди многих других; также широко представлены. Сектор современного искусства включает работы художников, проживающих на Кубе или за рубежом. В послереволюционном контексте ярко выражены гиперреализм и символизм. Представлены следующие художники: Уго Консуэгра, Гвидо Ллинас, Сервандо Кабрера Морено, Антония Эйрис, Рауль Мартинес, Мануэль Мендиве, Эвер Фонсека, Альдо Менендес, Роберто Фабело, Томас Санчес, Нельсон Домингес, Саида дель Рио, Белькис Айон, Кчо и Хосе Бедиа.
Искусство Америки и Европы
Коллекция западного искусства Национального музея изящных искусств является одной из крупнейших в странах Карибского бассейна и Латинской Америки. Она состоит из более чем 1600 картин, 126 скульптур и 8000 рисунков и гравюр. Она охватывает период от Средневековья до XX века. Работы экспонируются в хронологическом и географическом порядке. Испанская, итальянская, французская, фламандская, голландская, английская и немецкая школы экспонируются в порядке количественной значимости вместе с отдельными экземплярами из других европейских художественных школ. Здесь также действуют небольшие центры латиноамериканского и американского искусства.
Латинская Америка
Произведения колониальной Америки представлены группой анонимных картин американского барокко Хосе Кампече и других художников Центральной и Южной Америки. XX век представляют мексиканские модернисты: Давид Альфаро Сикейрос, Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско, аргентинец Бенито Квинкела Мартин, чилиец Роберто Матта и доминиканец Хайме Колсон и другие.
США
Американское искусство представляют работы XVIII и XIX веков: Гилберт Стюарт, Чарльз Уилсон Пил, Джон Сингер Сарджент, Джеймс Макнил Уистлер, Чайлд Гассам, Эдвард Ламсон Генри и др.
Современные авторы: Ман Рэй, Александр Архипенко, Роберт Раушенберг, Клас Олденбург, Энди Уорхол и др.
Испания
Основная часть испанского искусства, насчитывает более 700 экспонатов. Она является крупнейшей из всех секций международного искусства музея и крупнейшей коллекцией произведений этой школы за пределами Испании.

Франсиско де Сурбаран
В коллекции представлены работы XV – XX веков. Среди них работы авторов испанского Золотого века, таких как Луис Тристан («Мученичество святого Андрея»), Хосе де Рибера («Святой Себастьян, святой Иоанн Креститель и святая Екатерина Александрийская»), Франсиско де Сурбаран («Мадонна с яблоком»), Бартоломе Эстебан Мурильо («Святое семейство») и Хуан де Вальдес Леаль («Святой Иоанн Капистрано»). Особого внимания заслуживает Пуэрта-дель-Соль в Мадриде, ключевое творение Луиса Парета, построенное в XVIII веке.
Академизм XIX века и тенденции рубежа веков представляют работы Эухенио Лукаса Веласкеса, Раймундо де Мадрасо-и-Гарреты, Сантьяго Русиньоля, Игнасио Сулоаги. Модернизм представляет большая коллекция картин Хоакина Сорольи. Пабло Пикассо, Жоан Миро, Эмилио Грау Сала и Эдуардо Арройо.
Италия
В коллекции итальянского искусства эпоха Возрождения хорошо представлена Лукой делла Роббиа и Витторе Карпаччо. Маньеризм представлен Бронзино, Якопо Бассано и Тинторетто. Наиболее солидную часть коллекции произведений итальянского искусства составляют работы эпохи барокко с «Адамом и Евой» Аннибале Карраччи, «Мадонной с младенцем» Гвидо Рени, «Триумфом Давида» Гверчино, «Иосифом перед фараоном» Маттиа Прети и «Авраамом и ангелами» Луки Джордано. Эстетика рококо представлена работами Алессандро Маньяско, Микеле Мариески, Джованни Баттиста Пьяццетты, а также ведутами Джованни Паоло Паннини, Каналетто и Франческо Гварди. В XIX веке выделяются Джованни Больдини, а в XX веке — Амедео Модильяни, Джорджо де Кирико и Валерио Адами.
Франция
Французское искусство, представленное в музее, в основном охватывает период с XVII по XIX век. Монсю Дезидерио и Филипп де Шампень представляют барокко, а Жан-Батист Патер (Галантная сцена) представляет рококо. Неоклассицизм представлен творчеством Франсуа-Ксавье Фабра и Жана-Огюста Доминика Энграю. Барбизонскую школу представляют: Камиль Коро, Нарцисс Вирхилио Диас де ла Пенья, Жан -Франсуа Милле, Шарль-Франсуа Добиньи, Жюль Бретон и Гюстав Курбе.

Уильям-Адольфа Бугеро
Другими известными личностями являются Адольф Монтичелли, Вильям-Адольф Бугро и Эжен Каррьер.
Фландрия, Нидерланды и Германия
Искусство Центральной Европы в основном охватывает XVII век. Представлены некоторые образцы Ренессанса и маньеризма: Ганс Мемлинг, Лукас Кранах, Людгер том Ринг Младший. Фламандское барокко представляют: Рубенс, Ян Брейгель Старший, Корнелис де Вос, Якоб Йорданс, Антон ван Дейк Ян Коссьерс, Теодор ван Тульден и Эразм Квеллин II. Среди голландцев выделяются Виллем Класзон Хеда, Томас де Кейзер и Иоганнес Корнелисзон Верспронк, Арт ван дер Неер, Николас Берхем, Барент Фабрициус, Ян Стен, Ян Вейнантс, Жерар де Лересс и Виллем ван Мирис.

Великобритания
Коллекция британского искусства примечательна английской портретной живописью XVII и XVIII веков. Среди работ Годфри Кнеллера (Портрет дамы), Джошуа Рейнольдса ( Портрет мисс Фрэнсис Кембл ), Томаса Гейнсборо ( Портрет Георга IV в образе принца Уэльского ), Джорджа Ромни (Портрет миссис Джон Чаворт ), Джона Хоппнера (Портрет мисс Сары Гейл) и Томаса Лоуренса (Портрет миссис Эдвард Фостер). Шотландию представляют представиители романтизма: Аллана Рэмзи и Генри Реберна. Уильям Тернер (Старинный пейзаж со Стаффордширом) и Джон Констебл.
Граф Лагунильяс
Эта коллекция старинного искусства одна из важнейших в мире по своему разнообразию и богатству. Она насчитывает более 600 уникальных экспонатов. Коллекция представлена в хронологическом и географическом порядке и была подарена Хоакином Гумой после его смерти.

Египет, вторая половина
II века нашей эры
Восток
Выставка открывается разделом «Малая Азия и Ближний Восток». В нём представлены древнейшие образцы коллекции — месопотамские экспонаты, датируемые 3500 годами до нашей эры. Некоторые шумерские экспонаты, среди которых есть таблички с клинописью, другие из вавилонской и нововавилонской культуры. Основная часть экспонатов состоит из пяти произведений финикийского искусства, великих мореплавателей древности. Они объединили Средиземноморье до Римской империи. Материал почти всех 45 экземпляров предметов в этом ядре глина или фаянс. Только два из них бронзовые. Исключением являются два больших керамических сосуда из Телль-эль-Обейда. Они поступили в музей в 1993 году из Академии наук и остаются на постоянном хранении. Некоторые из этих произведений происходят из фондов школы Ла Саль.
Египет
Следующая коллекция состоит из предметов египетского искусства. Экспозиция размещается в двух залах: один представляет Жизнь, а другой — Смерть.
Хотя большая часть коллекции принадлежит графу, другие экспонаты попали в коллекцию другими путями. Например: полихромный деревянный саркофаг, скарабеи в форме сердца и оригинальный папирус Книги мертвых. Самым востребованным произведением в коллекции является уникальная Голова Амона из черного базальта. Она отличающается поистине кропотливой работой. Можно различить двойную фактуру: на лицевой стороне — гладкую, отделочную, с мягким выражением, а на макушке — грубую, подчеркивающую позолоту, которой она была покрыта.
Греция и Рим
Это фундаментальный центр коллекции, из-за количества и качества искусства этих двух культур, столь похожих и в то же время столь разных. Это отчасти объясняется любовью графа к западному искусству.
В зале керамики экспонируются роскошные сосуды всех эпох, техник и форм производства. Скульптуры располагаются в хронологическом порядке. Это позволяет насладиться головами разных периодов: архаического, классического и эллинистического.
Рим представлен Фаюмскими портретами и некоторыми фрагментами фонтанов и скульптур со всей империи.