Мост Бакунаягуа

В 18 километрах к западу от центра Матансаса над долиной Юмури   среди сложных географических черт и геологических характеристик местности  возвышается мост Бакунаягуа. В этой работе инженерная смелость сочетается с красотой окружающей среды. Виадук выступает свидетельством способностей, опыта и бесстрашия кубинских специалистов, которые задумали и воплотили его в жизнь.

История строительства моста Бакунаягуа

В 1954 году были проведены геологические исследования и топографические изыскания. Был подписан Указа Президента № 2124 от 26 июля 1955 года о строительстве моста. В конце 1956 года при правительстве Фульхенсио Батиста начались первые земляные работы. Полная цена составила 1 898 254 песо.

За проект отвечала фирма «Саенс, Арвесу, Кансио, Мартин и Гутьеррес» (SACMAG). Инженер Луис Саенс Дюпланс был главным проектировщиком моста. Мост, поддерживаемый колоннами с изысканными арками, имеет длину 313,50 метра. Он имеет 11 пролетов по 28,50 метра. Его высота 110 метров от поверхности реки до нижней части плиты.

Для сравнения: здание больницы Херманос Амейейрас в Гаване имеет высоту 112 метров. Мост Бакунаягуа имеет высоту 110 метров.

Надземная часть моста, которая кажется плывет над долиной, является частью первой автомагистрали Кубы – Виа Бланка.

Строительство дороги на большей части своего маршрута проектировалась архитектором и градостроителем Педро Мартинесом Инкланом. Этот участок был частью Плана реконструкции или Генерального плана столицы, который объединил несколько проектов.

Во времена правительства Херардо Мачадо было проложено Центральное шоссе от Гаваны до Матансаса. Строительство моста Бакунаягуа как части автомагистрали Виа Бланка уменьшило время поездки между столицей и курортом Варадеро. Гигантское бетонное сооружение было последней недостающей деталью для завершения дороги длиной более 130 километров.

Хотя сейчас дорога не соответствует параметрам, позволяющим считаться автомагистралью в целом, она представляет собой одну из самых загруженных дорог в стране. Дорога соединяет столицу и самый густонаселенный кубинский город с важным туристическим направлением в Карибском бассейне. Вместе с Национальной автомагистралью и Центральным шоссе они составляют три самые важные дороги в стране.

Конструкция моста Бакунаягуа

Для повышения прочности и долговечности моста использовались системы предварительного и последующего натяжения. Как написал Хуан де лас Куэвас Торайя в книге «Семь чудес кубинского гражданского строительства», изданной редакцией Científico Técnica, мост Бакунаягуа построен в труднодоступной местности на скале с опорой на  балки Виренделя в центральной арке. Балки были установлены с помощью автокранов и весят 47 тонн каждая.

Сооружение состоит из закрытых опор. Опоры отлиты с помощью скользящих форм, портиков из двух колонн, опирающихся на скалу. Исключение составляют три центральных опоры. Они опираются на две симметричные многоугольные арки, соединенные в своих узлах. поперечными балками большой жесткости. Колонны служат опорой, поддерживающей балки.

Конструкция моста из-за большого веса полностью изготавливалась ​​из железобетона на месте. Крыша имеет железобетонные балки длиной 28 метров, глубиной 1,30 и толщиной 15 см.

Использование этой системы приводит к распределению сил в более стабильной, эффективной конструкции. Она имеет большой срок эксплуатации и способна выдерживать значительно большие нагрузки в сравнении с другими традиционными методами. Экономия ресурсов и снижение расходов были еще одним преимуществом использования этой системы, запатентованной в 1892 году австрийцем Йозефом Меланом.

Из-за отсутствия в то время кранов, способных поднять более 30 тонн веса, балки устанавливались с помощью спусковых ферм. Для балок использовался конструкционный бетон, а для полуарок, построенных параллельно обеим сторонам моста, прокатная сталь. Эти материалы обеспечивали устойчивость к климатическим воздействиям и впервые применялись на Кубе.

Мост Бакунаягуа — одно из чудес кубинского гражданского строительства

С 1997 года мост Бакунаягуа относится к одному из семи чудес кубинского гражданского строительства по результатам отбора из 37 работ членами Союза архитекторов и инженеров-строителей острова.

В списке работ, участвовавших в конкурсе, вместе с этим мостом: акведук Альбер, Сифон под Гаванским канализационным заливом, Центральное шоссе, здание FOCSA, туннель Гаванского залива и виадук Ла-Фарола.

Ремонтные работы, продолжавшиеся с 2011 по 2015 год, вернули жизнеспособность крыльцам, балкам, панелям и аркам. Была обеспечена возможность продолжения эксплуатации в течение двух десятилетий без необходимости дальнейшего вмешательства.

Мост, построенный в глубоком каньоне недалеко от моря, имеет смотровую площадку на западной стороне. Около неё останавливаются те кто едет транзитом в Матансас  или возвращается из него. С неё можно созерцать долину Юмури (на юге) и впадающую в море реку Бакунаягуа (на севере).

У сооружения не было официального открытия. 26 сентября 1959 года  главнокомандующий Фидель Кастро в компании Селии Санчес осмотрели объект. Эта дата считается датой его открытия. Только неделю спустя 3 октября оно было открыто для движения.

Спустя 65 лет мост Бакунаягуа продолжает бросать вызов времени и природе. Свидетель бесчисленных приветствий, возвращений и прощаний, он вместе с долиной, над которой он, кажется, парит, представляет собой неиссякаемый источник вдохновения для художников, музыкантов и поэтов, отдавшихся его величию.

 

Обновлено: 08.11.2024 — 21:15

Автор

Игорь Никитин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.